Как создать и развить эффективную команду?
Это вопрос, который волнует многих лидеров и менеджеров. Ведь команда – это не просто набор людей, а сложный организм, который требует тщательного построения и управления. Каждый член команды имеет свои цели, мотивы, ценности, убеждения, страхи и желания, которые могут как совпадать, так и противоречить друг другу.
Как сделать так, чтобы все работали на общий результат, доверяли друг другу, уважали различия и сотрудничали гармонично?
Для этого нужно знать, как происходит формирование команды и какие этапы она проходит на пути к успеху.
В этой статье я расскажу вам о самой известной и проверенной модели развития команды, которую предложили Такмен и Дженсен (Tuckman and Jensen, 1977). Они выделили четыре основных стадии (фазы), через которые проходит любая команда с момента ее создания до достижения высокой производительности.
Эти стадии называются:
- Формирование
- Бурление
- Нормирование
- Функционирование
Позже, Каценбах и Смит (Katzenbach and Smith, 1993) дополнили эту модель, указав на промежуточные состояния команды на каждой стадии. Они выделили следующие типы команд:
Рабочая группа – это еще не команда, а просто совокупность людей, которые работают над одной задачей, но не имеют общей цели и ответственности.
Псевдокоманда – это группа, которая пытается стать командой, но сталкивается с конфликтами, соперничеством, недоверием и непониманием.
Потенциальная команда – это группа, которая начинает согласовывать свои цели, роли, правила и ожидания, но еще не достигла высокого уровня сотрудничества и результативности.
Реальная команда – это группа, которая уже сформировала свою идентичность, доверие, уважение и поддержку, и способна решать сложные задачи в синергии.
Высокопроизводительная команда – это группа, которая достигла максимальной эффективности, креативности и самоорганизации, и способна постоянно улучшать свои результаты и процессы.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, что происходит на каждой стадии формирования команды, и что нужно делать лидеру и участникам, чтобы успешно пройти их.
Этап 1. Формирование
На этом этапе люди только знакомятся друг с другом и с задачей, которую им предстоит решать. Они еще не чувствуют себя командой, а скорее рабочей группой. Они вежливы, осторожны, нерешительны и неуверены. Они ищут свое место в группе, пытаются понять, что от них ожидают, какие правила и нормы действуют, кто является лидером и авторитетом. Они выполняют свои задания, но еще не имеют четких критериев оценки и обратной связи. Они мало общаются друг с другом и не имеют личных взаимосвязей.
На этом этапе важно, чтобы лидер команды:
- Ясно сформулировал и объяснил цель, задачи, роли и ожидания от команды.
- Предоставил всю необходимую информацию, ресурсы и поддержку для работы команды.
- Установил правила и процедуры коммуникации, принятия решений и разрешения конфликтов в команде.
- Познакомил участников друг с другом и создал атмосферу доверия, открытости и уважения.
- Поощрял участников выражать свои мнения, идеи, вопросы и предложения.
- Давал конструктивную обратную связь и признавал достижения участников.
Этап 2. Бурление
На этом этапе люди уже более знакомы друг с другом и с задачей, но еще не сформировали единую команду. Они сталкиваются с конфликтами, разногласиями, соперничеством и недоверием. Они пытаются утвердить свои позиции, интересы, мнения и идеи, которые могут не совпадать с остальными. Они критикуют лидера, правила, процессы и результаты. Они испытывают стресс, разочарование, фрустрацию и негативные эмоции. Они мало сотрудничают и не делятся информацией. Они работают в режиме псевдокоманды.
На этом этапе важно, чтобы лидер команды:
- Поддерживал спокойствие, терпение и дипломатию.
- Помогал участникам выражать и слушать разные точки зрения, а также искать компромиссы и консенсус.
- Разрешал конфликты конструктивно и справедливо, не допуская эскалации и насилия.
- Подчеркивал общие цели, ценности и интересы команды, а также пользу от сотрудничества.
- Давал четкие и конкретные инструкции, обратную связь и оценку работы команды.
- Поощрял участников за проявление инициативы, творчества, ответственности и лидерства.
Этап 3. Нормирование
На этом этапе люди уже преодолели конфликты и разногласия, и начинают формировать единую команду. Они согласовывают свои цели, роли, правила и ожидания. Они уважают и принимают различия друг друга, и стремятся к сотрудничеству и взаимопомощи. Они делятся информацией, знаниями и опытом. Они учатся принимать и давать обратную связь. Они работают в режиме потенциальной команды.
На этом этапе важно, чтобы лидер команды:
- Поддерживал и развивал доверие, уважение и поддержку в команде.
- Делегировал участникам больше полномочий и ответственности за выполнение задач.
- Стимулировал участников к самообразованию и саморазвитию.
- Помогал участникам решать проблемы и преодолевать трудности.
- Проводил регулярные совещания и анализ работы команды.
- Поощрял участников за достижение промежуточных и конечных результатов.
Этап 4. Функционирование
На этом этапе люди уже сформировали сильную, сплоченную и эффективную команду. Они имеют четкую и общую цель, которую они достигают в синергии. Они демонстрируют высокий уровень профессионализма, креативности и самоорганизации. Они умеют принимать и реализовывать сложные и нестандартные решения. Они постоянно улучшают свои результаты и процессы. Они работают в режиме высокопроизводительной команды.
На этом этапе важно, чтобы лидер команды:
- Давал команде большую свободу и автономию в работе.
- Служил команде примером, наставником и советчиком.
- Поддерживал высокий уровень мотивации и вовлеченности участников.
- Предоставлял команде новые вызовы и возможности для развития.
- Отмечал и праздновал успехи и достижения команды.
- Подводил итоги и делал выводы из работы команды.
+ There are no comments
Add yours